Основная образовательная программа начального образования
Описание образовательной программы
1.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее
- ООП НОО) МБОУ «Верхнесыповская ООШ» (далее – Организация) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральной основной общеобразовательной программой начального общего
образования (ФООП НОО).
2.
Содержание ФОП НОО представлено учебно-методической документацией
(федеральный учебный план,
федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральная рабочая программа
воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы),
определяющей единые для Российской Федерации
базовые объём и содержание
образования уровня начального общего образования, планируемые результаты
освоения образовательной программы.
3.
В программе предусмотрено непосредственное применение при реализации
обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир».
4.
ООП НОО включает
три раздела: целевой, содержательный, организационный.
5.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов
6.
Целевой раздел ООП НОО включает:
· пояснительную записку;
· планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
· систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
7.
Содержательный раздел ФОП НОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
· федеральные рабочие
программы учебных предметов;
· программу формирования универсальных учебных действий
у обучающихся;
· федеральную рабочую программу воспитания.
8.
Организационный раздел ФОП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы
и условия реализации программы начального общего
образования и включает:
· федеральный учебный
план;
· федеральный календарный учебный график;
· план внеурочной деятельности;
· федеральный календарный план воспитательной работы.
1.
Пояснительная записка
1.1.
ООП НОО является
основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность Организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при
учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
1.2.
Целями реализации ООП НОО являются:
обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО;
создание условий для
свободного развития каждого обучающегося с учетом его потребностей, возможностей и стремления к
самореализации;
организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальныхпрограмм и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп,
нуждающихся в особом внимании и поддержке.
1.3.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает решение следующих основных
задач:
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися, в
том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
1.4.
ООП НОО учитывает
следующие принципы:
1)
принцип учета ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения
вначальной школе;
2)
принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования
образовательной организации;
3)
принцип учета ведущей
деятельности обучающегося: программа
обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная за- дача, учебные
операции, контроль и
самоконтроль);
4)
принцип индивидуализации обучения:
программа предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
5)
принцип преемственности и перспективности: программа
обеспечивает связь и динамику в формировании знаний,
умений и способов
деятельности между этапами
начального общего образования,
а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования,
единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального
общего и основного общего образования;
6)
принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает
связь урочной и внеурочной
деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний,
воспитание чувств и познавательных интересов
обучающихся, нравственно- ценностного отношения к действительности;
7)
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет
использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной
нагрузки, организация учебных
и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами
и нормами (СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
регистрационный №
62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30 декабря
действующими до 1
марта
1.5.
ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Сроком освоения ООП НОО является
четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5- дневной (или 6-дневной) учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1.6.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.